Сайт школы переехал на Госвеб

Вся актуальная информация о школе по новому адресу

https://school12irk.gosuslugi.ru

Дорожная карта

    • Меню ежедневного горячего питания https://school12.irkutsk.ru/foods 
    • Диетическое меню в образовательной организации отсутствует.
    • Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырьё в общеобразовательную организацию https://cloud.mail.ru/public/9YdS/oxJsiBCCK

Телефон горячей линии по вопросам питания: 8-800-200-34-11 (звонок бесплатный)

Организованное питание обучающихся осуществляется в буфете, расположенном на 1-ом этаже. Услуги по организации питание учащихся в образовательное организации оказывает МУП «Комбинат питания» (664046, Иркутская обл., г. Иркутск, бульвар Постышева, 41. Тел: 8(3952)763816, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).

Санитарное состояние помещений буфета соответствует санитарным требованиям в полном объеме. Обеденный зал на 130 человек оборудован новой мебелью для приема пищи сидя. Количество столовой и чайной посуды, столовых приборов соответствует нормам. Все технологическое оборудование пищеблока обновлено.

Питание обучающихся осуществляется за родительскую плату или в соответствии с предоставленными льготами на бесплатное питание за счет областного или городского бюджета.

Бесплатное питание обучающихся за счет средств областного бюджета осуществляется на основании решений Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска в соответствии с обращением родителей (лиц их заменяющих) обучающихся, имеющих право на получение указанной льготы.

Перечень категорий учащихся, получающих горячее питание за счет средств бюджета

• Учащиеся 1-4-х классов обеспечиваются бесплатным горячим питанием, в том числе ежедневное обеспечение молоком (200мл) (основание: пункт 2.1 статьи 37 №273-ФЗ);

• Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (основание: часть 7 статьи 79 № 273-ФЗ);

• Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому обеспечиваются продуктовым набором (сухим пайком) (основание: часть 7 статьи 79 № 273-ФЗ, письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»);

• Дети-инвалиды, имеющие статус учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (основание: часть 7 статьи 79 № 273-ФЗ, письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»);

• Учащиеся 5-11 классов из многодетных и малообеспеченных семей, в которых среднедушевой доход на 1 человека не превышает величины прожиточного минимума на душу населения. Заявление на льготное питание учащихся 1-4 классов не требуется.

Документы для детей 5-11 классов из категории «учащиеся из многодетных и малообеспеченных детей» не запрашиваются, так как данные предоставляются ОГКУ управлением социальной защиты по г. Иркутску.

Льготное питание остальных категорий учащихся носит заявительный характер. Родители (законные представители) учащихся, относящихся к данным категориям, предоставляют следующий пакет документов: заявление, паспорт законного представителя, копия заключения психолого-медико-педагогической комиссии (для категории «учащиеся с ограниченными возможностями здоровья»), копия справки об инвалидности (для категории «дети-инвалиды»).

На отсутствующих в учебный день учащихся компенсация стоимости горячего питания не производится.

 Уважаемые родители!

Вы можете оставить сообщение с оценкой качества предоставления горячего питания ребенку или направить замечания жалобы и предложения по организации горячего питания в образовательном учреждении на портале "Госуслуги".

Ссылка https://www.gosuslugi.ru/10090/1

Горячая линия департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска по вопросам организации горячего питания детей в общеобразовательных организациях: 52-01-96; 52-01-82; 52-04-39

Русова Наталья Александровна, учитель французского языка высшей квалификационной категории.

В сочетании с традиционными уроками французского языка, театральная практика является для учащихся наилучшим средством изучения языка, так как к процессу усвоения текста добавляется выразительная его интерпретация и произношение с соответствующими интонациями.

Дубовик Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. "Учитель года - 2002"

Когда слова рождает чувство (урок-мастерская) 7 класс

Тип урока: творческая мастерская с элементами ролевой игры

Цель : Обобщить и систематизировать сведения о лирике и основах стихосложения через творчество посредством создания оригинальных поэтических текстов, рисунков, критического анализа стихотворений.

Оборудование: Оформление доски, создающее необходимый для работы эмоциональный настрой; фонограммы с музыкой П.И. Чайковского и Е Доги; краски, кисточки, бумага; рифмы-подсказки и аналитические таблицы для литературоведов; цветы-жетончики за правильные ответы и активную работу.

Предварительная подготовка: Класс разбивается на три группы, внутри которой по желанию детей распределяются роли литературоведов, художников, поэтов, зрителей и слушателей.

Слово учителя. (Фоном звучит музыка Е. Доги). Сегодня у нас с вами урок не совсем обычный, какие случаются не очень часто, но оставляют след в памяти надолго, а порой формируют постоянную потребность браться за перо. Итак, сегодня у нас урок творчества. Он поможет нам не только систематизировать знания по теории стихосложения, но и на практике воспользоваться ими. А кому-то, кто еще не поверил в свои силы, урок подарит уверенность в себе, и вы сможете написать хотя бы одну поэтическую строчку. Напоминаю вам в который раз: вы удивительно талантливые люди. Все у вас получится. А для этого потребуется совсем немногое: просто слушать и слышать, смотреть и видеть, включить воображение и призвать на помощь личный опыт. И тогда придут слова, которые назовут, обозначат ваши переживания и чувства.

Вряд ли заговорит рифмами человек, который никогда не слышал ни одного стихотворения. А мы-то с вами можем похвалиться тем, что стихи в нашей школьной жизни не только частые гости, большие друзья. И мы даже кое-что знаем о стихосложении. Прибегнем к помощи наших литературоведов и освежим в памяти некоторые важные сведения.

Вопросы литературоведам:

•  В чем основная особенность лирики?

•  Чем стихотворная речь отличается от прозаической?

•  Что вам известно о рифме?

•  А какой жанр восточной поэзии не требует рифмы?

•  Что вы знаете о хокку?

•  К каким средствам художественной изобразительности обращаются поэты, добиваясь удивительной образности?

(За правильные, исчерпывающие ответы ребята получают жетончики в виде весенних цветов).

Слово учителя. Достаточно ли быть только теоретически подкованным, чтобы найти слова для выражения своих чувств? Нет, конечно, этого недостаточно. Нужно быть естественным, жить в гармонии с миром и самим собой, и тогда однажды можно уловить такой момент, когда чувства просятся на волю, на бумагу, хотят обрести звуковое и буквенное выражение. Кстати, многие, да практически все, поэты пытаются отыскать ответ на вопрос, что лежит в основе их творчества.

Послушаем признания некоторых поэтов (звучат стихи Евгения Винокурова и Бориса Хургина в исполнении учеников, приготовившихся к выступлению заранее).

Е. Винокуров

- Что нужно, чтоб поэтом стать? – когда-то 
    Я с детским простодушием спросил…
    Мне многословно и витиевато
    Все объясняли не жалея сил:
    - Вот то-то делай. Этого не делай!
    Читай вон то. Используй каждый час!..
    От этих наставлений, как от чада,
    Трещала голова. Но как-то раз
    Я вышел – у киоска, где газеты,
    В сосульке зайчик солнечный плясал!..
    И плюнул я. И все забыл советы.
    И первый стих тогда я написал.

* * *

Б. Хургин

Кто пишет стихи: мадригалы, сонеты,
    Элегии, оды? Неужто поэты?
    И кто же на деле слагает газели?
    Их пишут леса в голубом сентябре
    Снежинкой по хвое, дождем по коре,
    И реки – теченьем, и белым свеченьем
    Высокая церковь вдали – на горе.
    Их пишет ущельями звонкое эхо,
    И девочка в синем – серебряным смехом.
    И бабочка пишет пыльцой на стекле,
    И лошади ржаньем с парящих полей.
    Прудов зеркала и болот витражи,
    И голос высокой задумчивой ржи.
    И губы – отказом, и память – приказом,
    И совесть – коротким, как пуля, «иди»!
    И тише! Послушай, по шиферу крыши
    Наотмашь тяжелые градины пишут:
    Стихи на бумаге – всегда переводы
    Из книги Любви и из книги Природы.

* * *

Слово учителя. Один автор утверждает:

Стихи не пишутся – случаются, как мысли или же закат.
    Судьба – слепая соучастница. Не написал – случилось так.

* * *

А Николай Доризо вторит:

    Не писал стихов и не пишу.
    Просто я себе перевожу
    На язык понятных людям слов.
    Не писал и не пишу стихов.
    Можно ли профессией назвать
    Свойство мыслить, чувствовать, мечтать?
    Нет такой профессии – поэт,
    И такой работы тоже нет.

Теперь-то вы, надеюсь, понимаете, к чему весь этот разговор?

Сейчас мы послушаем музыку П.И. Чайковского, представим себе живописные картины, которые непременно возникнут в вашем воображении, попробуем обозначить тему нашей творческой работы и построить ряды ассоциаций, которые помогут в выборе слов-образов.

Прослушивание музыкального фрагмента из «Песни жаворонка» П.И. Чайковского.

•  Что услышали? (звон капели, птичье пенье, журчанье ручья).

•  Что увидели? (первые цветы, голубое небо, набухшие почки).

•  Что ощутили? (дуновение ветерка, теплоту солнечных лучей, пушистые лепестки подснежника).

•  С какими понятиями в вашем сознании ассоциируется весна? (пробуждение, обновление, начало, вдохновение, новизна, мечта, будущее).

(За работу ребята получают жетончики-цветы).

Время творчества. А теперь попробуйте написать лирическую миниатюру о весне, не забывайте о том, что лирика выражает чувства, умело подбирая нужные слова для выражения ваших переживаний.

А кто боится пока браться за перо, пусть возьмется за кисть и краски и цветовыми пятнами изобразит весну и свое настроение. Для этого не надо быть художником, достаточно быть наблюдательным человеком.

Тем, кто нуждается в помощи и поддержке, я могу предложить набор рифм, венчающих строки. Готова помочь любому, кто испытывает затруднения. Я и сама за это время попробую выразить свои чувства и мысли словами.

Звучит музыка. Ребята работают в группах или индивидуально.

Готовые работы представляют на суд слушателей. Литературоведы анализируют получившиеся работы. Художники рассказывают о нарисованных работах.

Стихи, написанные во время урока

Мерваезов Стас

    Звенит капель в полете дня,
    Играет множеством цветов.
    Весны услышал голос я
    В полете птичьих голосов.
    Весна!
    И сердце торжествует,
    Встречая обновление земли,
    Природа солнечно ликует,
    Курлычут в небе журавли.
    Весна бежит, летит, шумит,
    Улыбки искренне даря.
    В свой дом ты окна отвори,
    Пускай ворвется в них она!

* * *

Кириллова Юлия

    Пришла весна! Поет природа!
    И море птичьих голосов
    Нам возвестило о приходе
    Апрельских ласковых деньков.

***

    Проснулось солнце вешнее,
    И яблонь нежный цвет
    Нас ароматом радует.

* * *

Иванов Сергей

    Весна, сошедшая с небес,
    Преображает голый лес.
    Звенит капель, и там и тут
    Цветы неброские цветут.

* * *

Давно уже набухли почки,
    Рождая строчки, как листочки,
    Проснулись первые листочки,
    Преобразились даже кочки.

* * *

Смелая Александра

    Капли капели звенят.
    Птицы на ветках галдят.
    Ветер ветвями играет. 
    А мать колыбель качает.

* * *

    Голубеют небеса,
    Одеваются леса,
    Птицы радостно поют,
    И подснежники цветут.

* * *

    Преобразилась вся земля,
    И запах льется нежный.>
    И не тревожит уж меня
    Печаль дыханьем снежным.

* * *

Труханова Ксения

    Весна приходит каждый год,
    Привычек не меняя.
    Растет трава, текут ручьи,
    Стрижей летает стая.
    Все дышит вновь! Идет прилив
    И сил, и вдохновенья.
    Цветет сирень. Опять любовь
    Отметит день рожденья.

* * *

    Апрель! Апрель! Уже капель
    Стучит по крышам. Тая
    Сосулька плачет на окне,
    О холодах мечтая.
    Звенит капель:
    - Апрель! Апрель!

* * *

Скоро запах черемух

    Разнесется повсюду,
    И в ручьях заблестят
    Отголоски зимы.
    И уйдут холода,
    Уступив место чуду.
    Наступает весна!
    Встречу празднуем мы!

Наумова Надежда

    Звенит бубенчиком ручей 
    И будит сонный лес, 
    А ветер ласкою своей 
    Качает колыбель небес.

* * *

    Вновь оживают небеса,
    И весело галдят леса, 
    О счастье стаи птиц поют,
    Мечты фиалками цветут.
Зажорова Людмила Ильинична, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.

Кардинальное обновление образовательных парадигм, происходящее в русле школьной реформы, предполагает и принципиально иной подход учителя к своей работе. Сегодня, когда историческое образование постепенно становится личностно-ориентированным, многообразным, когда уходит в прошлое стереотип унифицированного образования перед учителем, стоит важнейшая задача формирования у учащихся исторического мышления, под которым понимается набор мыслительных стратегий, дающих возможность школьнику самореализоваться в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью исторических знаний школьник должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

Настоящее воспитание историей, на наш взгляд, заключается в предоставлении школьнику реальной возможности самовоспитания, которое состоит в «примеривании на себя» исторических ситуаций, побуждает ребят к более глубокому изучению прошлого своей страны. С такими учениками интересно работать дополнительно через систему подготовки к олимпиадам, конкурсам и научно-практическим конференциям.

Работа по выявлению любознательных, заинтересованных историей ребят начинается с пятого класса при проведении в школе интеллектуальных турниров (в них принимают участие ученики 5-11 классов по параллелям) по всем предметам. Победители, призеры и все участники отмечаются грамотами, дипломами, что стимулирует их дальнейшее участие в подобных мероприятиях школы, повышает интерес к предмету и желание знать больше. По итогам турниров формируется группа ребят, с которыми ведется систематическая подготовка к олимпиадам. В практике работы коллективные занятия с учащимися 8-11 классов, занятия по параллелям, индивидуальные, а также занятия старших школьников с учениками 5-7 классов по темам, утвержденным учителем. Они осуществляют проверку

на знание дат, терминов, проводят тестирование, анализируют тексты с ошибками, решают кроссворды, уточняют исторические персоналии, деятелей культуры и искусства - т.е. знание фактического материала.

В ходе занятий у школьников формируются умения:

•  собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом контексте;

•  Формулировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения на основе анализа имеющихся свидетельств и изучения широкого спектра точек зрения;

•  Отдавать себе отчет в том, что эти заключения могут быть подвергнуты переоценке в свете новых фактов;

•  Участвовать в дискуссии, убедительно отстаивая свою точку зрения, опираясь на теоретические знания и факты.

Немаловажную роль играет самостоятельная подготовка учеников по предложенной учителем теме, с последующим коллективным обсуждением.

Углубленное изучение истории во внеурочное время часто формирует у ребят особый интерес к отдельным темам, что приводит их к пониманию и желанию заняться исследовательской деятельностью по данной проблеме. А это уже качественно другой вид деятельности.

Выбранная учеником тема утверждается методическим советом школы, определяется направление деятельности, предмет исследования. Ученик становится кандидатом на участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в науку». Методическая служба школы организовывает занятия с ребятами школьного психолога и осуществляет промежуточный контроль за ходом научного исследования.

На первом этапе (до зимних каникул) работа пишется в основном и проводится предварительная защита.

На втором этапе создается окончательный список участников, объявляются конкретные сроки проведения конференции, какие секции будут работать и кто входит в экспертный совет каждой секции. Это, как правило, председатели МО, завучи, директор школы, учителя высшей и 1-ой категории.

Многие ребята, изъявившие желание заняться новой для себя деятельностью, часто не представляют всей сложности и глубины будущей работы. Поэтому, на первом же занятии, мы знакомим учащихся с требованиями к такого рода деятельности. Это:

•  Умение работать с рекомендованной литературой, т.к. именно умение работать с литературным источником – основа научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, досконально изучить все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии необходимо найти ему подтверждение, практический пример.

•  Умение критически осмысливать материал, представленный в книге. Необходимо научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы.

•  Умение четко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как: я считаю, я думаю, мне известно, анализ фактов показывает, я не согласен с

•  тем, что и т .д.

Чтобы работа, выполненная учеником, носила исследовательский характер, она должна содержать проблему исследования, которая понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. В связи с этим тема отражает характерные черты проблемы. Предмет исследования включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Представленная работа должна отвечать следующим основным требованиям:

•  Четкость и доступность изложения материала;

•  Соответствие темы работы ее содержанию;

•  Актуальность и практическая значимость работы;

•  Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;

•  Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;

•  Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;

•  Оформление научной работы;

•  Культура выступления на конференции.

Рассмотрим структуру работы.

- Введение. Здесь автор обосновывает выбранную тему, коротко поясняет, в чем заключается ее научный интерес.

- 1 глава. В ней автор раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе, определяет пути их выяснения, дает характеристику предмета исследования.

- 2 глава. Она содержит методику проведения исследовательской работы, т.е. как проводилось исследование.

- 3 глава. Теоретическая часть работы. В ней автор дает краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описывает процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.

- 4 глава. Она посвящена анализу полученных в ходе исследования данных.

- 5 глава. В ней автор дает собственные выводы по результатам исследования, сопоставляя их с теоретическим материалом третьей главы.

Завершает работу список литературы, которую необходимо расположить в следующем порядке:

- книги классиков в этой области;

- книги, раскрывающие теоретическое содержание;

- энциклопедии, словари, справочники;

- литература на иностранном языке;

- сборники нормативных документов;

- газетно-журнальные статьи.

Конечно, не все сразу у нас получалось. Первые работы носили реферативный характер: их было довольно много и качество оставляло желать лучшего. Руководство работой учащихся требует много времени педагога, а также дополнительной подготовки по изучаемым темам.

Мы пришли к выводу, что чтобы получить действительно добротную ученическую работу для школьной конференции одного года работы мало. Ребята, участвующие в научно-практической конференции, как правило, добросовестные прилежные ученики, участники многих олимпиад, а занятие исследовательской деятельностью требует много времени, сил и здоровья. Поэтому, участие ребят в школьной научно-практической конференции и возможное дальнейшее их участие в конференциях более высоко уровня обязательно согласовывается с родителями. Это необходимо и с этической точки зрения, так как такая деятельность учеников часто связана со значительными материальными затратами. Бумага для работы. Печать. Стендовая защита, фотографии, диски, дискеты и многое другое, что иногда бывает «не по карману» малообеспеченным детям. Поэтому для нас сейчас встал вопрос создания фонда помощи детям из малообеспеченных семей, занимающихся исследовательской деятельностью.

Большую помощь в подготовке учащихся к конференциям и другим публичным выступлениям оказывает школьный психолог. Он развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика. Если мы хотим, чтобы ребята говорили по сути дела, умели аргументировать, представлять, дискутировать, доказывать свою правоту, вести дебаты, ставить вопросы, решать проблемные ситуации – необходимо развивать у них интеллектуальный и коммуникативный репертуар. Конечно, как правило, в научной и исследовательской работе участвуют ребята, которых мы называем интеллектуально одаренными.

Однако, среди них ест неуверенные в себе, боязливые, инертные, не любящие публичных выступлений. Они часами готовы искать необходимую информацию в многочисленных источниках и совершенно теряются, когда необходимо в течение нескольких минут предстать перед слушателями и экспертами. Иногда психологи называют их «интеллектуальными улитками». В таких случаях без помощи психолога не обойтись. Через специальную диагностику психолог определяет для себя те задачи, которые он будет решать в ходе коррекционных занятий с учащимися. Затем проводится изучение коммуникативных умений учащихся. Ребятам предлагается инсценировать беседу и понаблюдать друг за другом . С помощью специального оценочного листа определяются проблемы коммуникативных умений ребят.

Для изучения интеллектуального потенциала старших школьников проводится в (числе других) тест для оценки нереализованного интеллектуального потенциала. Такой тест позволяет прогнозировать успехи в тех сферах деятельности, которые основываются на использовании языковых средств. Это деятельность, в которой проявляется вербальное мышление человека, а не наглядно-образное (т.е. умение логически мыслить, анализировать, высказывать собственные предположения, суждения).

Специальный тест из одиннадцати высказываний оценивает уровень нереализованного интеллектуального потенциала – КНИП.

Если КНИП – меньше 40 баллов – низкая группа, от 40 до 60 - средняя (нормальная), превышающая 60 – сильная группа. Если с сильной и слабой группами все ясно, то средняя группа - это ребята с недостаточно развитыми креативными способностями . Такие ребята не всегда наблюдательны, не способны к творческому поиску. В исследовательской деятельности они не сделают выводы, идущие вразрез с общепринятыми нормами.

В школе есть специальный стенд с различного рода рекомендациями, памятками:

1. Требования к содержанию научной работы.

2. Как работать с литературными источниками.

3. Виды исследовательской работы.

4. Порядок представления работы.

5. Критерии оценки защиты работы.

Во время конференции мы строго придерживаемся установленного регламента. Учим ребят составлять защиту работы на 7, 8, 9, 10 минут.

Комиссия заполняет специальный оценочный лист, в конце которого есть графа «особое мнение», где лучшие работы рекомендуются для дальнейшего представления на городских и Региональных конференциях, высказываются пожелания продолжить работу и т.д.

Всем участникам выдается свидетельство об участии, программа. Работы хранятся в методическом кабинете.

Из опыта своей работы по предмету и подготовки учащихся к научно-практическим конференциям, олимпиадам могу сделать следующие выводы: концентрическая система преподавания истории дает возможность учителю интегрировать ребят в группы. Так, тема « Коллективизация в СССР» , изучаемая в 9-ом и 11-ом классах, дала нам возможность объединить интерес учащихся к этой проблеме, которую они исследовали на примере Иркутской области.

Юбилей школы в 2003 году способствовал развитию интереса к истории создания школы, что послужило поводом для создания поисковой группы и написания истории школы.

Начатая в 9-ом классе тема о создании многопартийности в России переросла в краеведение и теперь ведется исследование другой ученицей о политических партиях в Иркутской области.

Обратившись в 8-ом классе к теме «Покорение Ермаком Сибири» в исторической газете (в период проведения недели истории в школе), Неудахина Валентина, в последствии заинтересовалась казачеством как сословием, его возникновением, затем историей Сибирского казачества и, наконец, положением Иркутского казачества сегодня.

За семь лет проведения научно-практических конференций в школе были исследованы темы по самым различным вопросам истории. Вот некоторые из них:

- Религиозные конфессии в Иркутске;

- История появления денег в русском государстве;

- История возникновения государственных символов власти;

- История иркутского авиационного завода;

- Сравнительный анализ Конституций Российской Федерации и США;

- Япония, взгляд из России - интегрированная работа с географией;

- Сравнительный анализ права земельной собственности на примере «Салической правды» и «Русской правды»;

- Трагедия коллективизации на примере романа Платонова «Котлован» - интегрированная работа с литературой

- Права ребенка в современном мире;

- История в произведениях русских композиторов и художников – серия интегрированных работ с МХК и многие другие.

Необходимо отметить, что в повышении научного уровня преподавания истории большое значение имеет краеведение, которое сегодня прочно вошло в школу, хотя в развитии краеведческой работы возникают определенные сложности всем нам хорошо известные: недостаток разнопрофильных учебных программ по этнографии, топонимике, археологии, опасность перегрузки учебной деятельности и формального подхода к краеведению. В связи с этим большое значение имеет личность учителя и то, в какой степени его самого интересует краеведческая работа. Здесь, конечно, необходимо выделить учебное краеведение (его характер и содержание определяет учитель согласно Региональному компоненту) и не программное (его содержание построено в соответствии с учебно-воспитательным планом работы школы). Причем в не программном краеведении учащиеся принимают добровольное участие. Факультативная и кружковая работа в данном направлении носит массовый характер, дает возможность учителю формировать интерес к истории и развитию своего края у значительного количества учащихся и выделять из ученической среды активных, пытливых ребят, склонных к исследовательской деятельности. Мы понимаем, что не каждый ребенок способен на кропотливую исследовательскую работу, что нельзя принуждать или навязывать ему участие в том или ином проекте, тем более, что в последнее время Департаментом образования и ЦИМПО проводится значительное количество разнообразных конференций, конкурсов, викторин по краеведению.

Научно-методическая служба нашей школы информирует педагогический коллектив о предстоящих конкурсах на учебный год, что дает возможность строить свою работу на перспективу и позволяет одаренным детям выбрать участие в том или ином мероприятии.

Большой интерес у педагогов и учащихся вызывает конкурс «История моего города», состоящий из нескольких этапов, «История моей семьи в истории моей страны», «История старой фотографии», «История памятника», научно-практические конференции: «Мой город», «Тропами Прибайкалья», «Шаг в науку», «Шаг в будущее» и другие.

Участие в таких конкурсах интегрирует различные направления краеведческой работы, способствует познанию окружающего мира и родной культуры в их целостности и неразрывности.

Очень важно, на наш взгляд, закрепление в сознании ребят исторически сложившихся, стабильных нравственных ценностей, полученных ими от предыдущих поколений. И совершенно не важно какое направление краеведческих исследований (литературное, историческое, географическое) выходит на первый план. Ценно не само исследование, а воспитание, формирование человека думающего, неравнодушного, обладающего чувством ответственности, с активной жизненной позицией.

Краеведческая исследовательская работа способствует корректировке тех жизненных ориентиров, которые сложились у подростков в их социальной практике. Участвуя в мультимедийном проекте «История памятника» мы с ребятами обратились к памятнику в нашем заводском районе «Комсомольцы 60-х годов - комсомольцам 20-х годов», на котором изображен чешский революционер Э. Шпачек. Мы задались вопросом - почему олицетворением российского комсомола 20-х годов для комсомольцев 60-х стал этот малоизвестный широкому кругу юноша? В результате поисков были найдены инициаторы, автор и строители памятника. Поразительным для девятиклассников оказался тот факт, что памятник был сооружен в 1968 году в честь юбилея комсомола, в год вторжения советских войск в Чехословакию! Так, изучение маленького эпизода из истории родного края вывело ребят на один из сложнейших периодов нашей истории, способствовало формированию и корректировке их знаний по данному вопросу.

Иногда юные исследователи по итогам работы приходят к выводам прямо противоположным их первоначальным представлениям. Работая над темой «Иркутское казачество. Взгляд в прошлое, проблемы настоящего» автор приходит к неожиданному для себя выводу о том, что ее представление о современном казачестве несколько идеализировано. Поэтому так важно акцентировать внимание на нравственное отношение к историческим изменениям, которые совпали со временем нашей жизни.

 

Бачкала Галина Владимировна, учитель английского языка высшей квалификационной катгории

Одаренность в младшем школьном возрасте

Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их? Этим и многим другим вопросам посвящена данная глава.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Вы помните стихи и песни, выученные в детстве? Неважно, на каком они были языке, родном или иностранном, стоит вспомнить одну строчку и все стихотворение сразу же всплывает в памяти. Это происходит потому, что у маленького ребенка прекрасно развита долговременная память. Проходит время, прежде чем ребенок научится по первому требованию извлекать информацию из памяти, прежде чем он от узнавания единиц языка перейдет к их осмыслению. При этом следует использовать преимущества детской памяти, например прочность запоминания. Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками.

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов - ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших,- формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство - неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей и нужно сказать, прежде всего, а именно - о таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) - не только недостаток, но и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей - а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение , а тоутрата некоторых ценных особенностей детской психики.

Но не только свойства нервной системы - вся душевная организация у детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!

В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности,- той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз “на свой лад” свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагировании, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим “направлениям” способностей.

О том, как это проявляется в ту пору детской жизни, когда происходит освоение родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге “От двух до пяти”. Но вот что интересно: непрестанная готовность к языкотворчеству - особое состояние детской психики, позволяющее успешно овладевать формами языка и мышления, затем постепенно или резко идет на убыль . Если вследствие каких-либо исключительных условий формирование речи происходит не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые годы жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем - и при самом благоприятном речевом окружении! - развитие речи крайне затрудняется. Казалось бы, ведь ребенок стал старше, “умнее”, так и трудностей в освоении языка у него должно быть меньше? Но на самом деле получается наоборот, и причина в том, что уже прошел, оказался упущенным тот период, когда были наиболее подходящие для этого возрастные возможности.

На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале. Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики. Легче всего обучать в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна.

Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые приступившими к занятиям по этому предмету (как известно, не во всех школа в нашей стране иностранный язык начинают изучать в начальной школе). Оказалось, что превосходство подростков в уровне умственного развития и нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи в усвоении языка обнаружили младшие школьники - в частности, за счет свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику и не освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться - активность в иноязычной речи является частью их общей потребности в словесном общении, еще не подверженной действию многих психологических “тормозов” подросткового возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне можно говорить об особой возрастной чувствительности .

Для создания коммуникативной обстановки на уроке важно поддерживать высокую активность каждого ребенка. Даже те, кто, казалось бы, пока молчат, могут быть заняты напряженной мыслительной работой – обдумывают свои доводы, осмысливают высказывания своих одноклассников и т.д. Исправлять ошибки нужно так, чтобы ни в коем случае не обидеть ребенка. Фиксация внимания на ошибки может отбить всякий интерес к занятиям иностранным языком.

Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование - затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.

В этом - специфика детства. Именно в годы созревания возникают своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности для проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом предпосылки развития.

Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

Чтобы понять, каков “вклад” тех или иных возрастных свойств в формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой-то мере и закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка - по-своему, в той или другой степени.

Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же сохранится и будет развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства,- и насколько скажется это на чертах интеллекта.

Известно, что темп возрастного развития - неравномерен: наблюдения ряда психологов (Эльконина, Давыдова, В. В. Клименко, Н. Лейтеса) за умственным ростом учеников на протяжении ряда лет сталкивают с такими явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные “взлеты” или задержки, причем у каждого - в свои возрастные сроки. Это обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах, типах возрастного развития. Основываясь на этих наблюдениях Н. Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта!

Рассмотрим с этой точки зрения коренную психологическую особенность выдающихся детей: их чрезвычайную умственную активность, непроизвольное, непрестанное влечение к умственной нагрузке. Так вот, это пристрастие к умственным занятиям, к умственному напряжению может быть следствием такого хода возрастного развития, когда оказывается возможным одновременное действие, как бы суммирование активности разных детских возрастов. В самом деле, например, некоторые черты подросткового возраста - деятельная энергия, настрой на самостоятельное достижение цели - обретают особую силу, если становятся присущи, вследствие ускоренного хода развития, детям более младшего возраста, с их повышенной восприимчивостью и наивной серьезностью. В ту пору детства, когда впечатлительность, готовность усваивать, подражание старшим составляют саму жизнь, когда еще не наступило половое созревание, - в такие годы потребность в умственной нагрузке, подъем энергии и самостоятельности могут до крайности напрягать и сосредоточивать усилия развивающегося ума, выступить в виде необычной тяги к умственной работе.

Таким образом, возрастное явление - своеобразие хода развития - сказывается на подъеме интеллекта, выступает как фактор одаренности .

Правда, только у части детей, опережающих свой возраст, подобная одержимость умственными занятиями станет устойчивой особенностью. У других таких детей - при прочих равных условиях - неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится,- это скажется и на развивающихся способностях. Эти различия в последующем ходе развития можно рассматривать как подтверждение того, что яркие проявления детской одаренности во многом зависят именно от возрастных ,в определенную пору возникающих и в какой-то мере преходящих особенностей.

Особая чувствительность и направленность активности, изменяющиеся от одной ступени детства к другой, сочетание, совмещение свойств разных возрастных периодов - это необходимые условия, предпосылки становления и расцвета интеллекта.

Интересующие нас индивидуальные различия по способностям - “родом из детства”. Яркие проявления возрастной одаренности - та почва, на которой могут вырастать выдающиеся способности.

Вместе с тем в незаурядных проявлениях ребенка - это не надо упускать из виду - выступают и те особенности возраста, которые окажутся переходящим, недолговечными.

Например, не следует преувеличивать значение необычно быстрого овладения речью; а ведь в этом зачастую видят признаки незаурядности интеллекта. Но такая особенность - быстрота начального приобщения к языку - нередко характерна лишь на определенном этапе развития, затем особая речевая активность ребенка может ослабеть, и другие дети постепенно догоняют его.

Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего ребенка, еще не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с задержками по другим направлениям.

Такая неравномерность умственного подъема также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии ребенка.

Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо поэтому слишком обольщаться ранними умственными достижениями...

Известны слова Л. Толстого о вундеркиндах: “Сколько я их встречал, и сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!..”

Но, я думаю, это не значит, что ранние проявления одаренности вообще не надо принимать всерьез. Такой вывод был бы совершенно неверным. Нельзя упускать из виду, что возрастная одаренность далеко не всегда проходит бесследно - она определенным образом сказывается на формирующихся способностях.

У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются - необычность этих детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей. Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.

Ненадежность прогноза может порождать безразличие к детским признакам одаренности. А ведь каким бы ни оказалось будущее - простор развитию индивидуальных особенностей ребенка необходим сейчас; надо поддерживать и укреплять ранние ростки способностей.

Хотя, многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях - ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать: ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач; его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств... Такой степени пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2 - 3 книги, самые разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать... У мальчика девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но он ночью, пока мама спит, встает и читает... Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся: не болезнь ли все это - необычная яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов... При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как готовый дар, которым спешат пользоваться наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общий язык со сверстниками... В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.

Характерный в этом отношении пример описан в автобиографической повести писателя В. Шаламова “Четвертая Вологда”. Маленький Варлам еще до школы умел быстро и внимательно читать (Шаламов писал о себе: “Я читаю с трех лет и пишу печатными буквами с этого же возраста. В течение всей своей жизни я никогда не учил уроков - с первого до последнего класса все запоминалось в школе”). Уже в начальные школьные годы за то время, пока отец просматривал газету, он успевал прочесть половину какого-нибудь романа. Строгий отец, хотя и гордился успехами мальчика в учении, но не верил в его быстрочтение, в его особые способности. И он решил перед всей семьей изобличить восьмилетнего сына. Он устроил ему публичный допрос, который должен был показать, что мальчик, читая, запоминает будто бы только сюжет. Это было несправедливо, и доказать это не удалось. Но у ребенка осталась память о жестокой, обидной, унижающей достоинство процедуре проверки.

Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.

Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков и букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно), но беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с большой наполняемостью группы, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди...

Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью. Бывает и так: педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять ему специальное внимание. Но потом такие намерения (а иногда и обещания родителям) забываются - нет для этого у учителя ни времени, ни сил... К тому же в ученике незаурядном, с необычно высоким умственным уровнем педагог нередко видит прежде всего лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребенок нуждается в особом подходе.

Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить не вопрос учителя - для него желанная умственная игра, состязание. И он торопливее других тянет руку - радостный, предвкушая одобрение. И при этом все время жаждет новой умственной пищи... Но это через какое-то время надоедает учителю, и другим ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость.

Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться и на упрек, что он “выскочка”. А когда он видит, что его активность учителю не нужна, и переключается на что-нибудь постороннее - не миновать недовольства, а то и раздражения педагога: почему отвлекается и не интересуется занятиями? Уж не слишком ли он себе возомнил?

Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится лишним в школе, а она ему - ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате уже в первые же школьные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями. А те иногда и сами не знают, чем такой ребенок их раздражает: с одной стороны все-таки вундеркинд, а с другой - “какой-то ненормальный”...

Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам; а наша средняя школа, кроме средней программы, ничего им предложить не может.

Незаурядный ученик - испытание для учителя, особенно если для учителя главное - “чтобы был порядок”. А как развитому и независимому ученику не взбунтоваться против муштры. Отсюда - частые выговаривания им (не мешать!), укоряющие записи в дневнике, вызовы родителей...

Правда, немалая часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, как-то приспосабливается к общим требованиям. Но происходит это, в сущности, ценою ослабления, если не потери, некоторых важных особенностей, отличающих таких детей. Они вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы. Их особые возможности остаются как бы невостребованными!

Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребенка с ранним умственным расцветом. От него ожидают, требуют и родители, и педагоги, чтобы он обязательно был примерным учеником, отличником. А ведь отметки часто ставят не только за знания, но и за поведение, за почерк. Ученику с повышенными способностями достается гораздо больше, чем другим, например, за не по форме выполненное домашнее задание, за какое-нибудь не предусмотренное темой высказывание на уроке, за небрежную письменную работу. А в некоторых семьях любое снижение отметок воспринимается как драма.

У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношения со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение. А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть “как все”: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным.

Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребенка, если ему почему-либо не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания. А физическая неумелость, робость у ученика, далеко опережающего других в умственном отношении, непременно становятся поводом для насмешек, издевок. Трения с товарищами бывают вызваны и тем, во что играют дети: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники - по преимуществу к подвижным и более веселым играм. Среди “выдающихся” детей есть своего рода “фанаты” умственных увлечений - иногда они оказываются прогульщиками, которым жалко терять время на занятия в школе, поскольку они отвлекают от того, чем они сейчас захвачены. Некоторые вообще хотели бы заниматься только тем, что для них загадочно и ново. И на кружки многие из них ходят до тех пор, пока еще не научились чему-то, не разобрались - а затем интерес пропадает. Во всем этом выступает одна из показательных, частых черт характера ребенка с ранним подъемом интеллекта - упорнейшее нежелание делать то, что ему неинтересно.

Такие дети обычно сразу же стремятся заниматься сами. Их задевает и обижает, если кто-нибудь из взрослых пытается руководить приготовлением уроков. Осложнять их отношения с родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они порой дотошно добиваются, например, обоснования каких-нибудь высказанных теми утверждений. Некоторые из таких детей, с особо ярким воображением, оказываются выдумщиками, фантазерами, которые готовы всех убеждать в том, чего не было, но что возникло в их мечтах. Это может обнаруживаться и на уроках, и во внешкольных занятиях. Рано созревшие интеллектуально дети, опираясь на логику, способны порой прийти к ошарашивающим взрослых нравственным суждениям. От них, например, можно услышать в младшем подростковом возрасте, что родителям никто ничем не обязан, или - что те, кто мало смеется,- плохие люди. Подобного рода “теоретизирование” обосновывается, подкрепляется логически верными ссылками на то, что они слышали или сами читали. В их умствованиях, наряду с формальной правильностью, отчетливостью суждений, выступают и схематизм, односторонность их представлений. Но это их не смущает.

Сильные и слабые стороны такого ребенка взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так, легкость, с которой дается учение, привычка учиться “хватая на лету”, может приводить к нежеланию, неумению упорно заниматься.

На детях с ускоренным умственным развитием видна справедливость известного выражения: наши недостатки - продолжение наших достоинств. Чрезмерная выраженность у ребенка таких, казалось бы, несомненных достоинств, как умственная самостоятельность, установка на познавание, могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим. Даже, казалось бы, явное преимущество ребенка, которому все учебные предметы даются одинаково легко, имеет и свою теневую сторону: к подростковому возрасту такая легкость уже начинает тяготить самого школьника - он не может разобраться, к чему же он более склонен. Отсутствие таких ограничителей, как относительная неспособность к каким-нибудь видам занятий, может вылиться в излишнюю разбросанность интересов, затруднять самоопределение.

Время от времени то в одной, то в другой газете промелькнет не перестающее казаться удивительным сообщение о поступлении в вуз школьника тринадцати или четырнадцати лет. Значит, кто-то учился в школе вместо 10-11 лет всего 6-7 лет. Чаще всего необыкновенно развитый ребенок поступает, как и все, в шесть - семь лет в первый класс, но потом его ускоренно, иногда в первом же учебном году, переводят в последующие классы. Бывает и так, что “перескок” через класс или несколько таких “перескоков” происходят уже в подростковом возрасте. Раньше для этого требовалось специальное разрешение органов народного образования. Теперь, согласно новому Положению об общеобразовательной средней школе, официально введено право сдавать экстерном за любой класс и за школу в целом.

Но и это не снимает трудностей в развитии одаренных детей. Ведь при этом возникают новые сложности.

Во-первых, образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении. Во-вторых, приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Как в этих условиях идет формирование самооценки, отношений с одноклассниками и взрослым? Кто и как должен разрабатывать для одаренных детей индивидуальные учебные программы и планы? Прежде всего, необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку. Иначе члены педагогического коллектива, прежде всего руководители школы, будут относиться к “перескакиванию” с большими опасениями.

Второй путь - создание лицеев и гимназий для одаренных. В наши дни эти виды учебных заведений пользуются большой популярностью. Что же, - это не плохое решение проблемы. Тем более, если учебно-воспитательный процесс в лицеях и гимназиях будет построен на научных принципах и достаточно разнообразной методической базе (что пока, к сожалению, не везде).

Третий путь - создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школы. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

Здесь уместно вспомнить о трудах наших психологов. В частности в Украинском Республиканском научно-практическом центре “Психодиагностики и дифференцированного обучения” под руководством доктора психологических наук Ю. З. Гильбуха разработана система дифференцированного обучения в общеобразовательной школе.

Она предполагает создание, начиная с первого года учения, трех типов классов. Дети зачисляются в эти классы в соответствии со степенью их психологической готовности к школьному обучению. Последняя же определяется актуальным (то есть имеющимся на данный момент) уровнем развития их умственных способностей.

Определяя контингент классов ускоренного обучения в таком составе, необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития всех детей с повышенными умственными способностями. Во-первых, это позволяет создать классы ускоренного обучения во всех сколько-нибудь крупных школах. Во-вторых, обеспечивает более благоприятные условия развития всем детям, чьи умственные способности превышают возрастную норму. В-третьих благотворно сказывается на умственном и нравственном развитии одаренных детей.

Какие же это типы классов? Первый - классы ускоренного обучения - предназначен для наиболее развитых 15% контингента детей, поступающих в школу. Эта группа первоклассников имеет КИ (коэффициент интеллекта) 120 баллов и выше; в нее, естественно, входят и одаренные.

Наряду с классами ускоренного обучения создаются классы возрастной нормы (65% всего ученического контингента) и классы повышенного индивидуального внимания (последние - для слабоподготовленных учеников, составляющих примерно 20%). В классах этих двух типов учебный процесс строится по обычным программам, но в классах повышенного индивидуального внимания наполняемость в два раза меньше обычной.

Направление ребенка в класс того или иного типа, зависит исключительно от степени его готовности к школьному обучению и желания родителей. Они присутствуют при кратковременном (в пределах 25 минут) психологическом обследовании, которое проводится двумя специально подготовленными педагогами (экзаменатором и ассистентом). Проверка осуществляется в игровой форме, в атмосфере дружелюбия и эмоциональной раскованности, что позволяет ребенку раскрыть свои интеллектуальные возможности. Психологическая проверка ограничивается теми сторонами психической индивидуальности ребенка, от которых в решающей степени зависит успешностъ его школьного старта.

Зачем, например, при определении ребенка в школу оценивать сформированностъ у него навыков коллективизма, товарищеской общительности?

В структуре личности эти навыки, конечно, занимают одно из центральных мест. И в процессе учебно-воспитательной работы учитель должен уделять значительное внимание их формированию. Однако успешность школьного старта они практически не определяют.

Критическими зонами, определяющими степень готовности к школьному старту, являются: фонематическое восприятие (слух), саморегуляция учебных действий, словарное развитие, кратковременная память и способность осуществлять элементарные умозаключения. Шестым показателем служит рейтинг экзаменатора и ассистента в отношении умственной активности ребенка, определяемый на основании наблюдений за его поведением при выполнении всего комплекса тестов.

Что касается раннего изучения иностранного языка, то по этому поводу ни один год ведутся разговоры о целесообразности раннего обучения. В нашей стране и за рубежом разработаны программы раннего обучения. Ведущими педагогами доказано то, что раннее обучение предполагает развитие речевых и познавательных способностей, опираясь на речевой опыт как в родном, так и в иностранном языке. Есть еще одна причина, по которой ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком. Чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребенка меньше, ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не будет ощущать огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, кроме того, будут созданы условия для проявления и его одаренности.

Что касается творческих способностей как неотъемлемого качества одаренного ребенка, то главное внимание на данном этапе уделяется проявлениям интеллектуальной инициативы. Например, ребенок выполняет тест словаря. И вот первые три слова, значение которых он должен объяснить: велосипед, молоток, книга. Но если вдобавок к этому ребенок еще и пытается как-то связать друг с другом объясняемые слова, хотя это от него и не требуется (например: молоток - вид инструмента, которым наносят удары по разным материалам и деталям; его можно использовать при ремонте велосипеда; книга - вид учебного пособия; из нее можно узнать, как с помощью молотка отремонтировать велосипед, и т. д.), значит, этот ребенок с неординарным мышлением и воображением.

Применяются и специальные тесты творческой одаренности. Дети, которые получают высокие оценки по всему комплексу тестов и не страдают медлительностью (флегматический темперамент), рекомендуются в класс ускоренного обучения, где развитию творческих способностей уделяется повышенное внимание.

В методике обучения акцент делается на формировании умения учиться. Учащимся регулярно предоставляется возможность выступать на уроке в роли учителя. Широко применяются разного рода творческие, в том числе конкурсные задания, ролевые тренинги, групповые дискуссии. Поскольку классы данного типа имеют лишь относительно однородный состав, учебный процесс во многих случаях строится на основе внутриклассной дифференциации. Это предполагает использование групповых форм организации учебной работы, возможность для одаренных детей самостоятельно, работать по индивидуальному плану. Большое значение в классах этого типа придается самостоятельному чтению художественной и научно-популярной литературы.

При переходе в среднее звено класс ускоренного обучения становится классом углубленного изучения основных предметов. При этом в него могут влиться наиболее сильные ученики из классов возрастной нормы более раннего набора. Здесь в рамках стандартной сетки часов применяется углубление программы, позволяющее усваивать учебный материал на более сложном понятийном уровне. Если же у подростка к этому времени сформируется склонность к еще более глубокому изучению тех или иных предметов, он удовлетворяет ее путем посещения соответствующих факультативов (кружков).

В среднем звене выпускники класса ускоренного обучения сразу же сталкиваются и с многопредметной, и с кабинетной системами, и с многими другими изменениями. А ведь это всего лишь девятилетние дети. Чтобы облегчить им необходимую адаптацию, предусматривается, что учитель, который вел данный класс, в течение года будет работать с ним в роли классного руководителя и преподавателя одного или двух предметов. Кроме того, учителя-предметники детально знакомятся с психологическими особенностями младших подростков, включая кратковременную стажировку в классе, где им предстоит работать. Сущность этих мероприятий можно определить как психологическую взаимоадаптацию учащихся и педагогов.

В старшем звене должна осуществляться еще более глубокая дифференциация обучения. В школе создаются три отделения: гуманитарное, естественнонаучное и техническое. Каждое из них имеет в учебном плане профилирующие предметы, объем изучения которых расширен за счет непрофилирующих дисциплин.

При реализации дифференцированной программы обучения не ставится задача, чтобы ребенок с повышенными умственными способностями окончил школу на год раньше (хотя само по себе это тоже определенное благо). Ускорение - это прежде всего средство оптимально загрузить способности одаренного ребенка, создать благоприятные условия для их дальнейшего плодотворного развития. При этом следует подчеркнуть, что для таких детей более быстрое прохождение учебных программ, собственно, и ускорением не является. Ведь для них этот темп совершенно естественен, нормален. Многие придерживаются той точки зрения, что раз одаренные дети проходят отдельные темы в более короткие сроки, то образующиеся излишки времени можно использовать для дополнительных предметов эстетического цикла, иностранных языков, ритмики и т. п. Но проблема не в том, чтобы как-то занять время детей или даже расширить их эстетическое образование. Проблема в том, чтобы оптимально загрузить умственные способности. А это значит обеспечить одаренному ребенку возможность безостановочно продвигаться вперед к усвоению все более сложных понятийных структур. Нельзя забывать и о сензитивных периодах. Ведь у одаренных детей каждый из этих периодов наступает, как правило, значительно раньше (а порой и наслаивается один период на другой). Следовательно, раньше должен наступить и момент овладения соответствующими знаниями, уменьями и навыками.

Рассматривая идею ускоренных классов, необходимо продумать и вопрос об утомляемости. Не окажется ли она чрезмерной? Обратимся к классикам отечественной педагогики. Русский философ и педагог В. В. Розанов подчеркивал: “...даровитый ученик не устает вовсе, не устает никогда трудиться над возбуждающим его дарование предметом”. При этом В. В. Розанов делает оговорку, что высокая умственная работоспособность возможна лишь при отсутствии в школьной жизни какой бы то ни было муштры, при использовании талантливо составленных учебников, при творчески работающих учителях и рациональной организации учебных занятий. Последняя должна исключать как монотонное повторение одних и тех же предметов, так и калейдоскопическое их чередование.

Несколько слов хочется сказать о досрочном окончании средней школы, не повлияет ли оно отрицательным образом на дальнейший жизненный путь ребенка, на его судьбу. Как показали проведенные под руководством Л. Термена лонгитюдные исследования, жизненный путь юношей и девушек, окончивших среднюю школу на один-три года раннее столь же одаренных сверстников, как правило, складывается даже более счастливо: у них имеется резерв времени на случай неудачного выбора профессии, а при успешном выборе их профессиональная карьера начиналась раньше. В результате к 40 годам (возраст, который считается пиком творческой продуктивности) они успели, как правило, сделать намного больше.

Первые ласточки

Иркут-классу исполнилось два года. В 2007 году завод принял предложение администрации школы № 12 о создании профильного инженерно-технического класса, ориентирующего старшеклассников, в первую очередь, на авиастроение. Тогда же был заключен трехсторонний договор между ИАЗ, школой и ИрГТУ. Согласно ему на базе МОУ СОШ № 12 вели занятия преподаватели «политеха» по пяти предметам физико-математического цикла: математике, физике, информатике, инженерной графике и введению в специальность.

Контактные данные аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области

664011, г. Иркутск, ул. Горького, 31, каб. 105, каб. 120

Рабочие часы:

Понедельник-пятница 09:00 – 13:00, 14:00 – 18:00

Приемная: +7(3952) 34-19-17, 24-21-45

Запись на прием: +7(3952) 34-19-17

Список учреждений г. Иркутска, оказывающих психологическую и помощь подросткам:

Наименование учреждения Виды оказываемых услуг Адрес, телефон
1 Государственное бюджетное учреждение «Центр профилактики, реабилитации и коррекции»

Детский врач-психиатр

Психотерапевт

Медицинский психолог

г. Иркутск, ул. Павла Красильникова, д. 54А
2 Телефон доверия г. Иркутска (круглосуточно) Психологическая помощь 8-800-350-40-50
3 Телефон доверия г. Иркутска с единым общероссийским номером (круглосуточно) Психологическая помощь 8-800-2000-122
4 Детский телефон доверия Иркутской области (круглосуточно) Психологическая помощь 24-00-07
5 Телефон доверия экстренно-психологической психотерапевтической помощи (круглосуточно) Психологическая помощь 24-00-09
6 ОГОУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи»

Психологическая помощь

Семейное консультирование

ул. Пискунова, д. 42

70-00-37

70-09-40

 

Уважаемые педагоги и родители учащихся! Обращаем ваше внимание на то, что проблема, связанная с употреблением несовершеннолетними наркотических и других психотропных веществ, остается актуальной. Это показало и социально-психологическое тестирование, проведенное в нашей школе в октябре-ноябре 2020 года. Наркомания поменяла своё лицо. Молодежь перешла на синтетические вещества, которые можно легко «раздобыть», а эффект от их применения не так очевиден окружающим. Специалисты подчеркивают: болезнь молодеет, некоторые дети начинают употреблять синтетические вещества едва ли не с начальной школы.
Для дальнейшей положительной профилактической работы администрация школы предлагает вам использовать данные ссылки антинаркотических аккаунтов:

Одноклассники
https://ok.ru/profile/576021271112
(ЦПН Иркутск)

Instagram
https://www.instagram.com/avd_irk/?hl=ru
(#ВОЛОНТЕРЫ_АВД)

Telegram: avd_irk
(Новости Центра профилактики наркомании и Антинаркотического волонтерского движения Иркутской области)

Сайт
http://www.narkostop.irkutsk.ru/

Вконтакте
https://vk.com/avd_irk
 (Антинаркотическое волонтерское движение)

YouTube
https://www.youtube.com/channel/UCyoiyxd2THXjNuptxOKpUqA?view_as=subscriber
(Центр профилактики наркомании Иркутской области)

 

ФИО/должность

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Чавкина

Марина Анатольевна, социальный педагог

8.00 – 19.00

(с 16.00 – рейд по микрорайону)

8.00 – 17.00 (консультации для родителей)

8.00 – 19.00 (работа с родителями, инспекторами ОДН)

8.00 – 17.00

8.00 – 17.00

8.00 – 14.00 (консультации для родителей)

Пузакова Ирина Николаевна, старшая вожатая

8.00 – 17.00

8.00 – 17.00

8.00 – 17.00

8.00 – 17.00

8.00 – 17.00

8.00 – 17.00

ФИО

Классы

Название кружка

Образовательная программа

1.

Мерваезова Ольга Александровна

2-11/75 человек

Вокально-хоровой кружок «Музыкальный серпантин»

Программа вокально-хорового кружка «Музыкальный серпантин», автор педагог дополнительного образования Мерваезова О. А. Рассмотрена и утверждена на заседании ГКМС. Протокол № 2 от 21.11.13 и зарегистрирована в МКОУ ДПО ЦИМПО, ноябрь 2013 г. № 3267

2.

Комарова Галина Романовна

2-4/45 человек

Вокально-хоровой кружок «Музыкальный серпантин»

Программа вокально-хорового кружка «Музыкальный серпантин», автор педагог дополнительного образования Мерваезова О. А. Рассмотрена и утверждена на заседании ГКМС. Протокол № 2 от 21.11.13 и зарегистрирована в МКОУ ДПО ЦИМПО, ноябрь 2013 г. № 3267

3.

Чернышова Екатерина Александровна

2-3/25 человек

Хореография

Составлена в соответствии с адаптационной образовательной программой дополнительного образования для обучающихся 1-5-х классов «Хореография»

4.

Алексеева Ирина Павловна

5-11/15 человек

Прикладное творчество «Мастерица»

Составлена в соответствии с адаптационной образовательной программой кружка дополнительного образования для обучающихся 5-11-х классов «Мастерица»

5.

Хиртуев Геннадий Владимирович

5-11/15 человек

Прикладное творчество «Умелые руки»

Составлена в соответствии с адаптационной образовательной программой кружка дополнительного образования для обучающихся 5-11-х классов Э. В. Рихвк «Мастерим из древесины»: книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. - М.: Просвещение, 1989 год

6.

Потапова Татьяна Сергеевна

2/30 человек

Краеведение «Земля Иркутская»

Составлена в соответствии с адаптационной образовательной программой по курсу «Иркутсковедение» для 3-9-х классов, утверждена ГКМС, протокол № 4 от 16.09.2010 г. регистрационный номер № 1844 от 10.09.2010 г. Составители: М. А. Бердникова, А. Г. Садовская, Н. В. Голублева, И. И. Запорожченко, А. В. Борзина

7.

Власкина Марина Анатольевна

2-3/16 человек

ИЗО «Веселая кисточка»

Составлена Власкиной М. А., учителем - логопедом МБОУ г. Иркутска СОШ № 12 в соответствии с адаптационной образовательной программой дополнительного образования для обучающихся 1-4-х классов «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского. Изд. М.: «Просвещение», 2011 год

8.

Бочило Марина Георгиевна

4-11/40 человек

Клуб «Подросток»

Составлена в соответствии с авторской образовательной превентивной программой дополнительного образования для обучающихся 2-4-х, 5-9-х классов «Все цвета, кроме черного» Автор: М. М. Безруких Изд. М.: «Просвещение», «Вентана-Граф»

9.

Кадыров Зафар Аминович

5-11/25

Секция «Баскетбол»

Образовательная программа разработана на основе Примерной программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) (авторы-составители: Ю.М.Портнов – академик РАО, д-р пед. наук; В.Г.Башкирова - заслуженный тренер России; В.Г.Луничкин-заслуженный тренер СССР и России; М.И.Духовный – заслуженный тренер России; А.Б.Мацак – канд. пед. наук; А.Б.Саблин - канд. пед. наук)

10.

Захарчук Юлия Вадимовна

5-11/25

Секция «Волейбол»

Программа составлена на основании Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (авторы-составители: Ю.Д.Железняк, доктор пед. наук; А.В.Чачин, кандидат пед. наук; Ю.П.Сыромятников, доктор мед. наук)

11.

Пузакова Ирина Николаевна

5-11/25

Театральный кружок «Юные лицедеи»

Составлена педагогом дополнительного образования И. Н. Пузаковой в соответствии с адаптационной образовательной программой кружка дополнительного образования для обучающихся 5-11-х классов «Юные лицедеи»

12.

Гашников Валерий Викторович

9/15

Дружина юных пожарных

Составлена Бабыкиной И. А., заместителем директора по ВР МБОУ г. Иркутска СОШ № 12 в соответствии с адаптационной образовательной программой дополнительного образования для обучающихся 5-7-х классов «Дружина юных пожарных»

13.

Гашников Валерий Викторович

1/109

Юные инспектора движения

Составлена Бабыкиной И. А., заместителем директора по ВР МБОУ г. Иркутска СОШ № 12 в соответствии с программой «Безопасность дорожного движения»: программы для системы доп. образования детей / В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников, М.В. Масленникова; М.: Просвещение, 2010 год

14.

Михеева Ольга Дмитриевна

5/25

Клуб Международной дружбы

Составлена в соответствии с адаптационной образовательной программой дополнительного образования для обучающихся 8-11-х классов «Клуб Международной дружбы»

15.

Комарова Галина Романовна

1/15

Мягкая игрушка «Фантазия»

Составлена в соответствии с адаптационной образовательной программой по курсу «Мягкая игрушка» для 1-5-х классов. Составитель: И. А. Бабыкина, заместитель директора по ВР МБОУ г. Иркутска СОШ № 12

Уважаемые родители! Для оказания социально-педагогической помощи, помощи в защите прав несовершеннолетних в МБОУ г. Иркутска СОШ № 12 работает социальный педагог Бочарникова Марина Анатольевна.

Режим работы социального педагога на 2021-2022 учебный год

Дни недели

Время

Понедельник

08.00 – 19.00

Вторник

08.00 – 17.00

Среда

08.00 – 19.00

Четверг

08.00 – 17.00

Пятница

08.00 – 17.00

Суббота

08.00 – 13.00

Информационные материалы

Осторожно – железная дорога

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Дети и подростки, которые устраивают игры на железной дороге, подвергают опасности свою жизнь и здоровье. Такие забавы зачастую заканчиваются трагически.

Согласно статистике за январь 2016 года в границах Восточно – Сибирской железной дороги произошло 14 случаев травмирования граждан не связанных с производством, в том числе 10 со смертельным исходом.

В 2014 году на железной дороге погибло двое детей: учащаяся 3-го класса и воспитанница детского сада. В 2015 году погиб учащийся школы.

Все, кто находится вблизи железнодорожных путей, обязаны соблюдать общепринятые правила:

1. Перед переходом пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагона.

2. При приближении поезда, локомотива или вагонов следует остановиться, пропустить, и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжить переход.

На переездах переходить пути можно только при открытом шлагбауме.

Уважаемые родители! Не оставляйте детей одних вблизи железнодорожных путей. Помните, это опасно для их жизни!

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- подлезать под железнодорожным подвижным составом; - перелезать через автосцепные устройства между вагонами; - заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы; - бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом; - устраивать различные подвижные игры; - оставлять детей без присмотра (гражданам с детьми); - прыгать с пассажирской платформы на железнодорожные пути; - осуществлять посадку и (или) высадку во время движения.

Уважаемые взрослые! Не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железной дороги. Помните, что железная дорога – не место для детских игр.

Аудиоролики по безопасности

Видеоролики по безопасности

Плакаты по безопасности

Мультфильмы по безопасности

Ролик

Подкатегории