Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Музыкальный серпантин

Автор: Администратор. Опубликовано в Мастер-классы

Мерваезова Ольга Александровна, победитель национального приоритеного проекта "Образование".
Учитель музыки высшей квалификационной категории

Городской конкурс «Зимние узоры»

Качанина Наташа – 7лет (1кл.) II место (младшая группа)

Труханова Ксения – 12 лет (7кл) Дипломант конкурса (средняя группа)

Кириллова Юлия - 12лет (7кл.) I место (средняя группа)

 

Конкурс патриотической песни «Февральский ветер»

 

Хоровая группа 5-6кл. I место (округ)

II место (город)

Труханова Ксения - II место (округ)

I место (город)

 

Окружной и городской фестиваль «Весенняя капель»

 

Концертный хор - (5-11кл.)

Качанина Наташа – 1кл.

Трио: Карабанова Ксения, Кириллова Юлия, Труханова Ксения.

 

Учительский хор – Победитель окружного, городского и регионального конкурса смотра художественной самодеятельности работников образования

Городской конкурс «Серебристый камертон»

Вокальный ансамбль – (2-3кл.) – Дипломант конкурса

Кириллова Юлия –( 8кл.) – I место

Вокальный квартет – (8-10кл.) – Дипломант конкурса

 

Конкурс патриотической песни «Февральский ветер»

 

Труханова Ксения - (8кл.) II место (округ)

III место (город)

Хоровая группа – (6-7кл.) – Дипломант конкурса

 

Городской конкурс эстрадной песни «Голоса XXI века»

 

Фадеева Катя - (2кл.) – III место

Куликалов Егор – (3кл.) - Дипломант конкурса

Трио: Алексеева Олеся, Бородина Яна, Емелина Полина – ( 6кл.) – Дипломант конкурса

Труханова Ксения – (8кл.) – Дипломант конкурса

 

Окружной и городской фестиваль «Счастье тебе, Земля моя»

 

Младший хор – (1-4кл.)

Фадеева Екатерина – (2кл.)

Концертный хор – (5-11кл.)

Труханова Ксения – (8кл.)

Кириллова Юлия – (8кл.)

Городской конкурс «Серебристый камертон»

 

Прокофьева Елена – (1кл.) – Дипломант конкурса

Глотов Александр – (2кл.) – III место

Труханова Екатерина – (3кл.) – Дипломант конкурса

Вокальный ансамбль – (3-4кл.) – Дипломант конкурса

Вокальный ансамбль – (8-10кл.) – Дипломант конкурса

 

Конкурс патриотической песни «Февральский ветер» (округ)

 

Концертный хор – (5-11кл.) – I место

Вокальный ансамбль - (8-10кл.) – Дипломант конкурса

Трио: Павловец Алексей, Труханова Ксения, Труханова Екатерина – I место

Павловец Алексей – (8кл.) – Дипломант конкурса

 

Конкурс патриотической песни «Февральский ветер» (город)

 

Концертный хор – (5-11кл.) – Дипломант конкурса

Трио: Павловец Алексей, Труханова Ксения, Труханова Екатерина – I место

 

Окружной и городской фестиваль « Салют, Победа!»

 

Концертный хор – (5-11кл.)

Младший хор – (1-4кл.)

Вокальный ансамбль – (8- 11кл.)

Трио: Павловец Алексей, Труханова Ксения, Труханова Екатерина

 

Окружной и городской конкурс комсомольской песни

 

Вокальный ансамбль - (8кл.) – II место

 

Учительский хор – Победитель окружного и городского конкурса смотра художественной самодеятельности работников образования

 

Выступления на открытых агитплощадках округа в концертах, посвященных празднику Победы

 

Павловец Алексей – (8кл.)

Якимишин Сергей – (2кл.)

Дуэт: Филиппова Кристина и Юмаева Венера (8кл.)

 

Городской конкурс песен на французском языке

 

Труханова Ксения – (9кл.) – I место

III место в г. Новосибирске (Всероссийский конкурс)

Какова роль музыки в жизни ребёнка? Музыка – предмет образования или воспитания? Ответ на этот вопрос точно сформулировал Д. Б. Кабалевский, который в значительной мере отражает основную тенденцию современной музыкальной педагогики: «Главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, на их нравственность». Музыка, понятная и прочувствованная ребёнком, становится важным средством нравственного воспитания. Наша задача привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни и в человеческих отношениях. С восприятием и познанием красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Эмоциональная же культура в свою очередь стимулирует работу мысли, заставляет задумываться над смыслом тех или иных нравственных критериев. Таким образом, эмоции и мышление тесно связаны между собой.

Под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых казалось, никакими силами невозможно было расшевелить. Как показали совместные исследования венгерских и немецких учёных, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребёнка. Учителя младших классов рассказывают, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения. У детей обостряется восприятие. Они лучше соображают. Музыка будит мысль, хотя основной её сферой по-прежнему остаётся эмоциональный мир человека. Главная цель уроков – ввести в мир музыки каждого, не отвратить школьника от музыки, а сделать его поклонником её.

Урок музыки бывает раз в неделю. Этого, конечно, мало. Чтобы по-настоящему развернуть эстетическое воспитание учащихся, необходима внеклассная работа.

Внеклассная музыкальная работа проводится в школе путём организации хоровой студии (хор старших и младших классов, вокальные ансамбли, сольное пение).

Зачем школе хор? Этот вопрос сегодня звучит очень актуально. Известно, что в целом ряде общеобразовательных школ хоровых коллективов нет. Часто и родители задают вопрос: «Стоит ли столько времени, сил, нервов тратить на пение в хоре, ведь эти занятия так мало дают ребёнку для жизни. Куда полезнее заняться спортом, выучить иностранный язык или просто посидеть за компьютером?» Иногда родители прилагают все свои силы, чтобы их дети получили аттестат с отличием, забывая о духовном лице ребёнка. И тогда вырастают молодые люди с неразвитой эмоциональной сферой, неспособные к жалости и сочувствию. Первый шаг, который необходимо сделать для создания хорового коллектива в общеобразовательной школе – изменить взгляд родителей на хоровые занятия. Родительское собрание можно начать со слов А.В. Луначарского: «Образованный человек – это человек, в котором доминирует образ человеческий, т.е. человек, который способен к сопереживанию, умеющий и в любви, и в ненависти сохранить человеческое лицо. Мы много внимание уделяем умственному воспитанию детей, трудно обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры человеческих чувств». «Опасность не в том, - сказал на конференции по музыкальному воспитанию украинский математик Г.Суворов, - что машины начнут думать по-человечьи, а в том, что человек начнёт думать как машина». Если человека лишить эмоций, то он превратится в робота. Он перестанет мечтать, любить и надеться. И тут на помощь может прийти музыка и хоровое пение. Так шаг за шагом проходят занятия с родителями, чтобы они пришли к выводу, что музыка, окрылённая поэзией, очень глубоко воздействует на психику ребёнка, на его художественное развитие, воображение, чуткость.

Вступление в тот или иной коллектив обуславливается, главным образом, наличием желания со стороны школьников. Каждый поступающий в хор прослушивается индивидуально. При приёме поступающий должен исполнить любую песню без поддержки инструмента. Пение песни или упражнения от разных звуков поможет руководителю одновременно проверить слух и музыкальную память поступающего. Они проверяются и на небольших мелодиях и отдельных звуках, которые после одного проигрывания на инструменте или пропевания школьник должен повторить. Тщательное выявление зоны примарного звучания, диапазона, тембра позволяет руководителю установить тип голоса. Примарная зона расположена между звуками первой-второй октав. Переходными являются ми-фа второй октавы. Голос звонкий, лёгкий, с диапазоном приблизительно от ре-ми первой октавы до фа-соль второй, определяется в сопрано. Голос звонкий, но более плотный и мягкий, с диапазоном от ля-си малой октавы до до-ре второй октавы, определяются в альты. Если же сопрано делить на первые и вторые голоса, то во вторые сопрано определяются дети с неярко выраженным тембром, но имеющие диапазон. В младшем хоре не следует делить хор на сопрано и альты, т.к. прежде всего, важно выработать у коллектива умение чисто петь в унисон – в один голос. Для ансамблевого пения можно разделить на первую и вторую партию, но во вторые голоса в младшем хоре нельзя определить ребят с малоразвитым слухом.

При совпадении основных целей занятий на уроке музыки и во внеклассное время (через развитие любви и интереса к музыке формировать идейные нравственно-эстетические, патриотические чувства и убеждения) хоровой кружок имеет и свои особенности. Прежде всего, они определяются разновозрастным составом детей. Хор младших классов объединяет учащихся начальной школы (1-4класс). Концертный хор объединяет учащихся средней и старшей школы (5-11кл.). Вокальные ансамбли формируются из детей более одаренных и составляются по возрастным категориям: 2-4кл.; 5-7кл.; 8-11кл.

Количественный состав хора из учащихся средних и старших классов может быть 35-50человек, в младшем школьном возрасте от 40 до 50 человек. Вокальные ансамбли включают не более 8-12 человек.

Большую часть репетиционного времени хор поёт сидя, но отдельные произведения или его части можно исполнять стоя, приближая, таким образом, условия к концертным. В каждом вокальном коллективе помимо дирижёра- руководителя работает первый помощник – концертмейстер. Концертмейстер должен обязательно знать основы вокально-хоровой работы, чтобы оказывать помощь руководителю во время раздельных репетиций по партиям.

В выполнении учебно-воспитательных задач решающее значение принадлежит репертуару и методам работы. Правильно и умело подобранный репертуар, не только даст возможность повысить музыкальную и певческую культуру коллектива, но и в значительной мере будет способствовать всестороннему развитию учащихся, формированию их взглядов, воспитанию эстетического вкуса. Чтобы лучше представить себе, в какой мере отбираемый репертуар будет соответствовать требованиям, можно их конкретизировать, разделив на две группы. Так, в первую группу мы включаем задачи воспитания участников хора в процессе хоровых занятий. Тут важно выяснить, насколько данное произведение усилит интерес детей к хоровой деятельности и к музыке вообще, будет способствовать расширению музыкального кругозора, совершенствовать музыкальный вкус. Если произведение придётся детям по душе, даже при работе над сложным произведением дети проявят волю, настойчивость и трудолюбие. Ко второй группе задач отнесём задачи чисто специальные: развитие разных сторон музыкального слуха (динамического, ритмического, тембрового, звуковысотного) в тесной связи с певческим интонированием. Эти задачи неотделимы от развития мышления, памяти, эмоциональной отзывчивости певцов, от формирования хоровых навыков, от общей музыкальной грамотности участников хора.

Надо иметь в виду и такую немаловажную деталь, как предпочтение детьми разного возраста того или иного содержания, характера жанра произведения. Так, младшие школьники любят песни яркие, броские, ритмически четкие, но несложные, с лаконичным, понятным текстом. Они тонко чувствуют песни патриотического характера, способны глубоко пережить разные драматические ситуации, чутко реагировать на образы нежные, ласковые (песни о маме, природе, животных). Им ближе чистые, яркие тона чувств, полутона они различают слабее. Старшие школьники склонны к романтике. Вместе с тем, они хорошо воспринимают и произведения серьезные, с философской тематикой, требующие глубокого размышления. Из лирических предпочитаются произведения «сдержанно-взрослые», напевные, в современном ключе. Старшеклассники тянутся к современной эстрадной музыке, но одновременно и к классике. Наилучшим будет такой отбор произведений, который позволит руководителю хора постоянно соблюдать гармоничность в обучении и неуклонно следовать принципу единства художественного и технического.

Учащиеся соответственно возрастным этапам овладевают определёнными умениями, знаниями и навыками, которые определяют уровень их исполнения. На основе этих знаний и умений осуществляется раскрытие замысла исполняемого детьми музыкального произведения. При работе над произведением нет двух изолированных этапов технического и художественного. Вся техническая работа над произведением определяется его содержанием. Естественно, что раньше проводится работа над чистотой интонации, точным исполнением ритма, правильным дыханием, хорошим звукообразованием, четкой, ясной дикцией, а затем уже над фразировкой. Но сама работа над обязательными элементами музыкальной речи проходит не как чисто техническая, а как художественно-исполнительская. Это значит, что, добиваясь качества звука, ритма дыхания, все связывает с конкретным художественным образом произведения. Только в этом случае техническая работа становится осмысленной, целеустремленной, преодоление трудностей – живым, творческим процессом.

В арсенале разнообразных приёмов, активизирующих процесс работы с детьми, особая роль должна отводиться игре в различных её формах. Используя игровые приёмы в хоровых занятиях, можно добиться очень важного момента в коллективной деятельности – атмосферы эмоциональной отзывчивости. В это время можно достичь с хористами выполнение таких задач, на решение которых в других условиях потребовались бы многие часы репетиционных занятий. Особенно важно игру использовать с младшими школьниками. Развивающие голосовые игры, предложенные В.Емельяновым, помогают снять с детей скованность, почувствовать себя свободно и потому значительно полнее проявить свои способности. Фонопедические упражнения заменяют традиционные способы распевания, которые для детей скучны и непонятны.

Начинаются занятия с артикуляционной гимнастики: покусывание кончика языка, протыкание языком попеременно верхней и нижней губы, правой и левой щеки, покусывание нижней и верхней губы по всей длине, щёлканье языком, меняя объём рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, а маленькие – цокают быстро и высоко).

Интонационно – фонетические упражнения, прежде всего, начинаются с установки: рот открыт максимально движениями челюсти вперёд – вниз, при этом губы не должны напрягаться, а только натягиваться, рот должен иметь форму прямоугольника, поставленного на меньшую грань. В таком положении начинается произношение согласных звуков в следующей последовательности: Ш,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж. Одновременно с произношением согласных работают кисти рук, производится сильный короткий удар третьего пальца о большой с быстрым возвращением пальцев в исходное положение. Очень нравится детям упражнение «Страшная сказка» - это название указывает на эмоционально – образную характеристику игры. Осваивается последовательность гласных в грудном режиме. «Вопрос – ответ» - на этом упражнении дети осознают наличие в голосе двух режимов гортани – толстого голоса и тонкого. «Езда на машине» (губной вибрант «Р») – большая машина – толстый вибрант, маленькая – тонкий вибрант. На самом начальном этапе можно предложить игру «Поездка на автомобиле» с изменением направления движения, подъёмом в горку, спуском, объездом препятствий. Такие задания побудят детей изменять высоту и силу тона на вибрации губ. На упражнении «Выдувание» дети учатся получать звук голоса в грудном и фальцетном режиме вместе с выдуванием воздуха (дуем на свечку). Для работы над дикцией в разучиваемых песнях, произносим текст то «толстым»голосом, то «тонким».

Все упражнения, голосовые игры разучиваются и прорабатываются со всеми детьми не зависимо от того, каким голосом ребёнок поёт в хоре «сопрано» или «альтом», т.к. считаю, что не должно существовать дифференциации детских голосов. Это не более чем хоровые партии, хоровая номенклатура. В возможностях каждого ребёнка развивать равноценно и грудной и фальцетный регистры, свободно справляться как с сопрановой, так и с альтовой тесситурой и диапазонами.

В репертуаре хоровых коллективов должны быть произведения разных жанров: романсы, русская и зарубежная классика, песни наших современников. Каждое из этих сочинений раскрывает перед детьми свои наиболее характерные черты и тем самым обогащает их духовный мир, расширяет их музыкальный горизонт.

Воспитание и развитие вокально-хоровых навыков должно всегда находиться в центре внимания. На первых порах следует укреплять вокально-хоровые навыки на одноголосных песнях и песнях с элементами двухголосия. Хорошее, чистое унисонное пение базируется на правильных вокальных навыках, создаёт самые благоприятные условия для перехода к многоголосию. Переход от унисона к двухголосию должен совершаться постепенно, путём воспитания гармонического слуха учащихся, на материале самого разнообразного песенного репертуара и специальных упражнений. В репертуаре могут быть песни с разными видами двухголосия (подголосочное, каноническое, имитационное, гармоническое).

Успех работы хора зависит от правильного дыхания, а если говорить точнее, от правильного выдыхания. Длительный выдох, умение экономно расходовать выдыхаемый воздух, распределять его на целую фразу в пении – важная задача в выработке навыков певческого дыхания. Непременным условием правильного певческого дыхания является сохранение при выдохе вдыхательной установки, т.е. не следует допускать резких и больших движений грудной клетки при выдохе и вдохе. Одна старинная мудрость гласит: «Пойте хорошо, дышите удобно!» Бывает так, что длинное дыхание появляется само собой, как только у ребёнка пропадает комплекс нехватки дыхания, страх, что его не хватит. Спокойное, естественное дыхание создаёт условия для «опёртого» звука. Такой звук воспринимается на слух как красивый, полный, достаточно сильный и цветной.

Овладение вокально-хоровыми навыками, можно сравнить с обучением языку. Дети учатся музыкально говорить, т.е. петь, осваивая на собственном опыте интонационно-ритмические особенности музыкального языка. В ходе овладения музыкальной речью школьники усваивают ряд элементарных музыкальных понятий, знакомятся с хоровыми партитурами, приёмами сольмизации. Особое внимание необходимо уделять вопросам интонации, строя и ансамбля. Поэтому рекомендуется учить произведения без сопровождения, что в большой мере способствует стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля и т.д.

Значительное место в обучении и воспитании хорового коллектива занимают пояснения руководителя. Краткие пояснения полнее раскрывают перед детьми содержания песен современных композиторов, особенности старинных народных песен и связь их с эпохой, в которую они создавались, помогают глубже понять и осознать высокие художественные качества классических произведений. Из пояснений дети узнают о жизни и творчестве композиторов, об эпохе, в которую они жили и творили, о характере и особенностях их музыкального языка.

Особое значение в жизни и работе хора имеют выступления. Концертные выступления активизируют коллектив, повышают ответственность за выполнение выученных произведений, прививают навыки выразительного, вдохновенного исполнения песен перед слушателями. Хор должен широко показывать свою работу перед учителями и школьниками, т.к. задача пропаганды музыкального искусства перед сверстниками является основополагающей. В этих концертах хор показывает свои новые программы, и исполняет уже известные. Обязательно планируется и участие хора в празднике песни (школьном, окружном и городском). Выступления школьных хоров в одном концерте имеет особое значение в воспитании коллектива. Главное выступление года – отчётный концерт, в котором коллектив, как правило, демонстрирует свою новую программу. Этот концерт является итогом всей деятельности хора за год и носит ярко выраженныё праздничныё характер.

Организационная работа в хоре ориентированна, прежде всего, на осуществление всестороннего развития личности каждого ребёнка – в этом её смысл и суть.