Активное слушание — способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.
Активно слушать собеседника — означает:
- Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
- Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.
Плюсы активного слушания:
+ Ребенок начинает относиться к вам с большим доверием.
+ Ребенок в процессе общения рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
+ Вы получаете возможность понять ребенка и его чувства.
+ Если ребенок чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».
Правила активного слушания:
- Доброжелательный настрой. Спокойно реагируйте на все, что говорит ребенок. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
- 2. Не устраивайте распросы. Стройте предложения в утвердительной форме.
- Делайте паузу. Давайте ребенку время подумать.
- 4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых ребенком чувств. Если что не так, он поправит вас.
- Зрительный контакт: глаза собеседников должны находиться на одном уровне.
- Если вы понимаете, что ребенок не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.
- 7. Задавайте вопросы на понимание. Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Например: «Я правильно понимаю, что…».
Если вы поняли то, о чем хочет сказать ребенок, но он затрудняется выразить мысль, помогите ему вопросом. При этом помните, что каждый вопрос содержит в себе ограниченное количество возможных ответов на него. Ваш вопрос определяет те ответы, которые вы получите, поэтому важно уметь задать правильный вопрос в нужный момент.
- 8. Перефразируйте. Перефразирование означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения ему его же сообщения, но своими словами. Кроме проверки правильности понимания, перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают.
- Замечайте чувства. Фразы «Я понимаю твое состояние...»; «Я понимаю, что тебе нелегко говорить об этом» и т. п. – показывают ребенку, что его состояние понимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на отражении чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.
Пример активного слушания:
МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!
МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь... (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой...
ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.
МАМА: Ты скучаешь без меня.
ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.
МАМА: Ты на него сердита.
ДОЧЬ: Он мою игру поломал!
МАМА: И ты расстроилась...
ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.
МАМА: Было больно... (Пауза.)
ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!
МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.
ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти...
МАМА: Пойти... (Пауза.)
ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!