Печать

 Активное слушание — способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.

 Активно слушать собеседника — означает:

 Плюсы активного слушания:

+  Ребенок начинает относиться к вам с большим доверием.

+  Ребенок в процессе общения рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.

+  Вы получаете возможность понять ребенка и его чувства.

+  Если ребенок чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

 Правила активного слушания: 

  1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагируйте на все, что говорит ребенок. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
  2. 2. Не устраивайте распросы. Стройте предложения в утвердительной форме.
  3. Делайте паузу. Давайте ребенку время подумать.
  4. 4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых ребенком чувств. Если что не так, он поправит вас.
  5. Зрительный контакт: глаза собеседников должны находиться на одном уровне.
  6. Если вы понимаете, что ребенок не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.
  7. 7. Задавайте вопросы на понимание. Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Например: «Я правильно понимаю, что…».

Если вы поняли то, о чем хочет сказать ребенок, но он затрудняется выразить мысль, помогите ему вопросом. При этом помните, что каждый вопрос содержит в себе ограниченное количество возможных ответов на него. Ваш вопрос определяет те ответы, которые вы получите, поэтому важно уметь задать правильный вопрос в нужный момент.

  1. 8. Перефразируйте. Перефразирование означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения ему его же сообщения, но своими словами. Кроме проверки правильности понимания, перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают.
  2. Замечайте чувства. Фразы «Я понимаю твое состояние...»; «Я понимаю, что тебе нелегко говорить об этом» и т. п. – показывают ребенку, что его состояние понимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на отражении чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.

Пример активного слушания:

МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.

ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!

МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь... (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой...

ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.

МАМА: Ты скучаешь без меня.

ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.

МАМА: Ты на него сердита.

ДОЧЬ: Он мою игру поломал!

МАМА: И ты расстроилась...

ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.

МАМА: Было больно... (Пауза.)

ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!

МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.

ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти...

МАМА: Пойти... (Пауза.)

ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!