Сайт школы переехал на Госвеб

Вся актуальная информация о школе по новому адресу

https://school12irk.gosuslugi.ru

Зажорова Людмила Ильинична, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.

Кардинальное обновление образовательных парадигм, происходящее в русле школьной реформы, предполагает и принципиально иной подход учителя к своей работе. Сегодня, когда историческое образование постепенно становится личностно-ориентированным, многообразным, когда уходит в прошлое стереотип унифицированного образования перед учителем, стоит важнейшая задача формирования у учащихся исторического мышления, под которым понимается набор мыслительных стратегий, дающих возможность школьнику самореализоваться в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью исторических знаний школьник должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

Настоящее воспитание историей, на наш взгляд, заключается в предоставлении школьнику реальной возможности самовоспитания, которое состоит в «примеривании на себя» исторических ситуаций, побуждает ребят к более глубокому изучению прошлого своей страны. С такими учениками интересно работать дополнительно через систему подготовки к олимпиадам, конкурсам и научно-практическим конференциям.

Работа по выявлению любознательных, заинтересованных историей ребят начинается с пятого класса при проведении в школе интеллектуальных турниров (в них принимают участие ученики 5-11 классов по параллелям) по всем предметам. Победители, призеры и все участники отмечаются грамотами, дипломами, что стимулирует их дальнейшее участие в подобных мероприятиях школы, повышает интерес к предмету и желание знать больше. По итогам турниров формируется группа ребят, с которыми ведется систематическая подготовка к олимпиадам. В практике работы коллективные занятия с учащимися 8-11 классов, занятия по параллелям, индивидуальные, а также занятия старших школьников с учениками 5-7 классов по темам, утвержденным учителем. Они осуществляют проверку

на знание дат, терминов, проводят тестирование, анализируют тексты с ошибками, решают кроссворды, уточняют исторические персоналии, деятелей культуры и искусства - т.е. знание фактического материала.

В ходе занятий у школьников формируются умения:

•  собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом контексте;

•  Формулировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения на основе анализа имеющихся свидетельств и изучения широкого спектра точек зрения;

•  Отдавать себе отчет в том, что эти заключения могут быть подвергнуты переоценке в свете новых фактов;

•  Участвовать в дискуссии, убедительно отстаивая свою точку зрения, опираясь на теоретические знания и факты.

Немаловажную роль играет самостоятельная подготовка учеников по предложенной учителем теме, с последующим коллективным обсуждением.

Углубленное изучение истории во внеурочное время часто формирует у ребят особый интерес к отдельным темам, что приводит их к пониманию и желанию заняться исследовательской деятельностью по данной проблеме. А это уже качественно другой вид деятельности.

Выбранная учеником тема утверждается методическим советом школы, определяется направление деятельности, предмет исследования. Ученик становится кандидатом на участие в школьной научно-практической конференции «Шаг в науку». Методическая служба школы организовывает занятия с ребятами школьного психолога и осуществляет промежуточный контроль за ходом научного исследования.

На первом этапе (до зимних каникул) работа пишется в основном и проводится предварительная защита.

На втором этапе создается окончательный список участников, объявляются конкретные сроки проведения конференции, какие секции будут работать и кто входит в экспертный совет каждой секции. Это, как правило, председатели МО, завучи, директор школы, учителя высшей и 1-ой категории.

Многие ребята, изъявившие желание заняться новой для себя деятельностью, часто не представляют всей сложности и глубины будущей работы. Поэтому, на первом же занятии, мы знакомим учащихся с требованиями к такого рода деятельности. Это:

•  Умение работать с рекомендованной литературой, т.к. именно умение работать с литературным источником – основа научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, досконально изучить все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии необходимо найти ему подтверждение, практический пример.

•  Умение критически осмысливать материал, представленный в книге. Необходимо научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы.

•  Умение четко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как: я считаю, я думаю, мне известно, анализ фактов показывает, я не согласен с

•  тем, что и т .д.

Чтобы работа, выполненная учеником, носила исследовательский характер, она должна содержать проблему исследования, которая понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. В связи с этим тема отражает характерные черты проблемы. Предмет исследования включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Представленная работа должна отвечать следующим основным требованиям:

•  Четкость и доступность изложения материала;

•  Соответствие темы работы ее содержанию;

•  Актуальность и практическая значимость работы;

•  Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;

•  Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;

•  Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;

•  Оформление научной работы;

•  Культура выступления на конференции.

Рассмотрим структуру работы.

- Введение. Здесь автор обосновывает выбранную тему, коротко поясняет, в чем заключается ее научный интерес.

- 1 глава. В ней автор раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе, определяет пути их выяснения, дает характеристику предмета исследования.

- 2 глава. Она содержит методику проведения исследовательской работы, т.е. как проводилось исследование.

- 3 глава. Теоретическая часть работы. В ней автор дает краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описывает процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.

- 4 глава. Она посвящена анализу полученных в ходе исследования данных.

- 5 глава. В ней автор дает собственные выводы по результатам исследования, сопоставляя их с теоретическим материалом третьей главы.

Завершает работу список литературы, которую необходимо расположить в следующем порядке:

- книги классиков в этой области;

- книги, раскрывающие теоретическое содержание;

- энциклопедии, словари, справочники;

- литература на иностранном языке;

- сборники нормативных документов;

- газетно-журнальные статьи.

Конечно, не все сразу у нас получалось. Первые работы носили реферативный характер: их было довольно много и качество оставляло желать лучшего. Руководство работой учащихся требует много времени педагога, а также дополнительной подготовки по изучаемым темам.

Мы пришли к выводу, что чтобы получить действительно добротную ученическую работу для школьной конференции одного года работы мало. Ребята, участвующие в научно-практической конференции, как правило, добросовестные прилежные ученики, участники многих олимпиад, а занятие исследовательской деятельностью требует много времени, сил и здоровья. Поэтому, участие ребят в школьной научно-практической конференции и возможное дальнейшее их участие в конференциях более высоко уровня обязательно согласовывается с родителями. Это необходимо и с этической точки зрения, так как такая деятельность учеников часто связана со значительными материальными затратами. Бумага для работы. Печать. Стендовая защита, фотографии, диски, дискеты и многое другое, что иногда бывает «не по карману» малообеспеченным детям. Поэтому для нас сейчас встал вопрос создания фонда помощи детям из малообеспеченных семей, занимающихся исследовательской деятельностью.

Большую помощь в подготовке учащихся к конференциям и другим публичным выступлениям оказывает школьный психолог. Он развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика. Если мы хотим, чтобы ребята говорили по сути дела, умели аргументировать, представлять, дискутировать, доказывать свою правоту, вести дебаты, ставить вопросы, решать проблемные ситуации – необходимо развивать у них интеллектуальный и коммуникативный репертуар. Конечно, как правило, в научной и исследовательской работе участвуют ребята, которых мы называем интеллектуально одаренными.

Однако, среди них ест неуверенные в себе, боязливые, инертные, не любящие публичных выступлений. Они часами готовы искать необходимую информацию в многочисленных источниках и совершенно теряются, когда необходимо в течение нескольких минут предстать перед слушателями и экспертами. Иногда психологи называют их «интеллектуальными улитками». В таких случаях без помощи психолога не обойтись. Через специальную диагностику психолог определяет для себя те задачи, которые он будет решать в ходе коррекционных занятий с учащимися. Затем проводится изучение коммуникативных умений учащихся. Ребятам предлагается инсценировать беседу и понаблюдать друг за другом . С помощью специального оценочного листа определяются проблемы коммуникативных умений ребят.

Для изучения интеллектуального потенциала старших школьников проводится в (числе других) тест для оценки нереализованного интеллектуального потенциала. Такой тест позволяет прогнозировать успехи в тех сферах деятельности, которые основываются на использовании языковых средств. Это деятельность, в которой проявляется вербальное мышление человека, а не наглядно-образное (т.е. умение логически мыслить, анализировать, высказывать собственные предположения, суждения).

Специальный тест из одиннадцати высказываний оценивает уровень нереализованного интеллектуального потенциала – КНИП.

Если КНИП – меньше 40 баллов – низкая группа, от 40 до 60 - средняя (нормальная), превышающая 60 – сильная группа. Если с сильной и слабой группами все ясно, то средняя группа - это ребята с недостаточно развитыми креативными способностями . Такие ребята не всегда наблюдательны, не способны к творческому поиску. В исследовательской деятельности они не сделают выводы, идущие вразрез с общепринятыми нормами.

В школе есть специальный стенд с различного рода рекомендациями, памятками:

1. Требования к содержанию научной работы.

2. Как работать с литературными источниками.

3. Виды исследовательской работы.

4. Порядок представления работы.

5. Критерии оценки защиты работы.

Во время конференции мы строго придерживаемся установленного регламента. Учим ребят составлять защиту работы на 7, 8, 9, 10 минут.

Комиссия заполняет специальный оценочный лист, в конце которого есть графа «особое мнение», где лучшие работы рекомендуются для дальнейшего представления на городских и Региональных конференциях, высказываются пожелания продолжить работу и т.д.

Всем участникам выдается свидетельство об участии, программа. Работы хранятся в методическом кабинете.

Из опыта своей работы по предмету и подготовки учащихся к научно-практическим конференциям, олимпиадам могу сделать следующие выводы: концентрическая система преподавания истории дает возможность учителю интегрировать ребят в группы. Так, тема « Коллективизация в СССР» , изучаемая в 9-ом и 11-ом классах, дала нам возможность объединить интерес учащихся к этой проблеме, которую они исследовали на примере Иркутской области.

Юбилей школы в 2003 году способствовал развитию интереса к истории создания школы, что послужило поводом для создания поисковой группы и написания истории школы.

Начатая в 9-ом классе тема о создании многопартийности в России переросла в краеведение и теперь ведется исследование другой ученицей о политических партиях в Иркутской области.

Обратившись в 8-ом классе к теме «Покорение Ермаком Сибири» в исторической газете (в период проведения недели истории в школе), Неудахина Валентина, в последствии заинтересовалась казачеством как сословием, его возникновением, затем историей Сибирского казачества и, наконец, положением Иркутского казачества сегодня.

За семь лет проведения научно-практических конференций в школе были исследованы темы по самым различным вопросам истории. Вот некоторые из них:

- Религиозные конфессии в Иркутске;

- История появления денег в русском государстве;

- История возникновения государственных символов власти;

- История иркутского авиационного завода;

- Сравнительный анализ Конституций Российской Федерации и США;

- Япония, взгляд из России - интегрированная работа с географией;

- Сравнительный анализ права земельной собственности на примере «Салической правды» и «Русской правды»;

- Трагедия коллективизации на примере романа Платонова «Котлован» - интегрированная работа с литературой

- Права ребенка в современном мире;

- История в произведениях русских композиторов и художников – серия интегрированных работ с МХК и многие другие.

Необходимо отметить, что в повышении научного уровня преподавания истории большое значение имеет краеведение, которое сегодня прочно вошло в школу, хотя в развитии краеведческой работы возникают определенные сложности всем нам хорошо известные: недостаток разнопрофильных учебных программ по этнографии, топонимике, археологии, опасность перегрузки учебной деятельности и формального подхода к краеведению. В связи с этим большое значение имеет личность учителя и то, в какой степени его самого интересует краеведческая работа. Здесь, конечно, необходимо выделить учебное краеведение (его характер и содержание определяет учитель согласно Региональному компоненту) и не программное (его содержание построено в соответствии с учебно-воспитательным планом работы школы). Причем в не программном краеведении учащиеся принимают добровольное участие. Факультативная и кружковая работа в данном направлении носит массовый характер, дает возможность учителю формировать интерес к истории и развитию своего края у значительного количества учащихся и выделять из ученической среды активных, пытливых ребят, склонных к исследовательской деятельности. Мы понимаем, что не каждый ребенок способен на кропотливую исследовательскую работу, что нельзя принуждать или навязывать ему участие в том или ином проекте, тем более, что в последнее время Департаментом образования и ЦИМПО проводится значительное количество разнообразных конференций, конкурсов, викторин по краеведению.

Научно-методическая служба нашей школы информирует педагогический коллектив о предстоящих конкурсах на учебный год, что дает возможность строить свою работу на перспективу и позволяет одаренным детям выбрать участие в том или ином мероприятии.

Большой интерес у педагогов и учащихся вызывает конкурс «История моего города», состоящий из нескольких этапов, «История моей семьи в истории моей страны», «История старой фотографии», «История памятника», научно-практические конференции: «Мой город», «Тропами Прибайкалья», «Шаг в науку», «Шаг в будущее» и другие.

Участие в таких конкурсах интегрирует различные направления краеведческой работы, способствует познанию окружающего мира и родной культуры в их целостности и неразрывности.

Очень важно, на наш взгляд, закрепление в сознании ребят исторически сложившихся, стабильных нравственных ценностей, полученных ими от предыдущих поколений. И совершенно не важно какое направление краеведческих исследований (литературное, историческое, географическое) выходит на первый план. Ценно не само исследование, а воспитание, формирование человека думающего, неравнодушного, обладающего чувством ответственности, с активной жизненной позицией.

Краеведческая исследовательская работа способствует корректировке тех жизненных ориентиров, которые сложились у подростков в их социальной практике. Участвуя в мультимедийном проекте «История памятника» мы с ребятами обратились к памятнику в нашем заводском районе «Комсомольцы 60-х годов - комсомольцам 20-х годов», на котором изображен чешский революционер Э. Шпачек. Мы задались вопросом - почему олицетворением российского комсомола 20-х годов для комсомольцев 60-х стал этот малоизвестный широкому кругу юноша? В результате поисков были найдены инициаторы, автор и строители памятника. Поразительным для девятиклассников оказался тот факт, что памятник был сооружен в 1968 году в честь юбилея комсомола, в год вторжения советских войск в Чехословакию! Так, изучение маленького эпизода из истории родного края вывело ребят на один из сложнейших периодов нашей истории, способствовало формированию и корректировке их знаний по данному вопросу.

Иногда юные исследователи по итогам работы приходят к выводам прямо противоположным их первоначальным представлениям. Работая над темой «Иркутское казачество. Взгляд в прошлое, проблемы настоящего» автор приходит к неожиданному для себя выводу о том, что ее представление о современном казачестве несколько идеализировано. Поэтому так важно акцентировать внимание на нравственное отношение к историческим изменениям, которые совпали со временем нашей жизни.